Регистрация Вход
Город
Город
Город
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

«Звездный мост». Славянские обряды и ритуалы.

Традиционные русские похороны (погребение) содержат в себе огромное количество ритуалов, призванных отдать умершему последнюю дань уважениям и вместе с тем победить, изгнать подальше ненавистную смерть, обеспечить его возрождение (воскрешение) уже в новой жизни. И все эти обряды, частью сохранившиеся и до наших дней, имеют языческое происхождение. Уходя из этого мира, человек прощался со всеми природными стихиями, к коим он приобщался при Рождении своём.
Почувствовав приближение смерти, старик просил сыновей вывести его в поле и кланялся на все четыре стороны: "Мать-Сыра-Земля, прости и прими! И ты, вольный Свет-Батюшка, прости, коли обидел..." Потом ложился в святом углу, и сыновья разбирали над ним крышу избы, чтобы легче вылетела душа, чтобы не мучила тело, а тако же, чтобы не вздумала задержаться в доме, беспокоить живых. Издавна, да и сейчас, считается что душа полностью уходит в мир иной лишь на 40-ой день после смерти человека, кроме того её следует поминать на 3, 9 и 40-ой день после похорон.



Смерть обозначает переход человека в другой мир (Навь), где человек продолжает жить, невидимо для живых людей. Поэтому при погребении старались обеспечить покойника всем необходимым для будущей жизнии загробной: как известно, древние народы клали в могилу еду, деньги, одежду, украшения и оружие, а также всевозможные предметы быта, включая посуду. Погребальный обряд призван облегчить усопшему путь в мир мёртвых и помочь его близким преодолеть горечь тяжёлой утраты.

 

Множество народных суеверий связано с тем, что если не обеспечить достойный уход души из мира Яви в Навь, то душа умершего может остаться на Земле, и тогда она будет продолжать свою "жизнь" здесь, но уже в другой форме, о чём широко повествует нам славянская мифология и мифология других народов мира. Неусопшая душа, которая не смогла найти путь на "тот свет" является в мире Яви в виде привидений, "заложенных покойников" (вурдалаки, упыри, зомби, "живые мертвецы" и т.п.) и прочей нечисти и "аномальных явлений". Не найти дорогу в Навь из этого мира, в особенности рискуют умершие "не своей" (неестественной) смертью (все самоубийцы, и в особенности "утопленники", поскольку считается что их забирает в свой мир Водяной и Русалки). Для того, чтобы дать такой душе покой проводят специальные обряды: ныне это христианское отпевание (отчитка), в старину - особые заклинаний и заговоры, которые читали Волхвы. В могилы "заложенных покойников" вбивали осиновые колы, клали серебряные монеты, разбрасывали рядом с ними чеснок и т.п.

 

Похоронный обряд состоял из "очищения" усопшего, подготовки его к похоронам и поминовения. Чтобы покойный не причинял в дальнейшем зла близким (в особенности, если на кого-то он держал обиду), его старались расположить к себе: на могиле оставляли поминальные блины, пироги, яйца, квас и медовуху.
Во время поминок, ставших частью обрядового ритуала, на столе ставили отдельные кухонные приборы и тарелку, на которую клали кусочек хлеба или блин, ставили чашку кваса или медовухи. Когда в первый раз после смерти родственника топили баню, на первый пар приглашали умершего и несли для него особый веник и чистое бельё. После распространения христианства на Руси в день похорон стали выставлять на окно миску с водой и вешать чистое полотенце, чтобы душа могла умыться и утереться перед дальней дорогой.

В древние времена царили порой жестокие нравы и обычаи: когда умирал мужчина, не успевший жениться и состоящий в отношениях, нередко с ним в могилу шла девушка - "посмертная жена". Зачастую на такую смерть с любимым мужем девушки шли добровольно (ибо жили только ради них, ради любви и хотели умереть с ними в один день - не правда ли знакомые слова для искренне любящих?), вызывая зависть подруг и предвкушающие будущее блаженство на "седьмом небе" (в Ирии, Раю) со своим супругом.

 

Традиционный древний славянский похоронный (погребальный) обряд называется "Звёздный Мост", тако же "Калинов Мост" - мост между миром живых и миром мёртвых, иначе говоря - мост между Явью и Навью, пройдя через который душа человека попадает на "тот свет". В сказаниях славянских народов упоминается чудесный мост, пройти по которому способны лишь души добрых, мужественных, честных и справедливых людей.
*



Сей мост видим мы на небе нашем в ясные ночи, ныне же называется он Млечным Путём. Праведники (люди, жившие по Прави, Пра-Ведам, Заветам Богов) без труда проходят по нему и попадают во Ирий Светлый. Обманщики, мерзавцы, насильники и убийцы , злые и завистливые люди проваливаются со звёздного моста вниз - во мрак и ледяной холод Нижнего Мира Нави. Тем же, кто натворил в этой жизни и много добра и много зла предлагается пройти испытания, впрочем для каждого они свои, потому не будем писать об этом.

 Калинов мост в русских былинах соединяет берега речки Смородина (Смрадная, Кровавая, Огненная) . Название моста не имеет ничего общего с ягодой калиной. На древнерусском языке слово "калина" означает раскалённое состояние металла. Очевидно всему виной речка Смородина, иначе называемая Огненной. Сама огненная река напоминает чем-то Ад, а сам мост через Огненную реку - "суд Божий", на котором взвешиваются все дела человеческие и решается куда он попадёт: перейдёт ли через мост во Ирий (Рай), или провалиться в Ад (возникают интересные ассоциации, потому как черти и другая нечисть "проваливаются под Землю", и называются падшими, а также навьими).

Мост, являющийся границей, последним рубежом, перед царством мёртвых (царством Морены), охраняется Трёхглавым Змеем (Чудо-Юдо). Именно здесь герои (витязи и богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в образе различных змеев). В древности, фраза "Перейти Калинов мост" - означала смерть, а фраза "Встречаться с кем-либо на Калиновом Мосту" - означала любить. Иногда же "переход по Калиновому мосту" означал лишь расставание с молодостью.

 Существует множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом Мосту происходит единоборство героя со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла. К ним можно отнести: русскую народную сказку "Бой на Калиновом мосту" (иначе "Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо"), где трое Иванов (Иван-Царевич, Иван-Попович и Иван - крестьянский сын) бьются на Калиновом Мосту, защищая Русь, с Чудо-Юдами (шести-, девяти- и двенадцатиголовыми змеями); русскую народную сказку "Иван-Быкович" (иначе "Иван - коровий сын"), которая является лишь интерпретацией предыдущей. Здесь Иван всего один, а вот Чудо-Юд столько же; сказку Алексея Толстого "Топор", в которой главный герой (Топор) - образ тёмной силы, порождение Нави, пытается проникнуть в Явь, но Калинов Мост - образ светлой силы, ему противостоит.

 

Во время похоронного обряда, процессия под причитания плакальщиц, должна перейти символический "Калинов Мост", тем самым проводить душу покойного на рубеж миров (Яви и Нави), после чего тело умершего клали на погребальную краду ("Аще кто умряше, творяху трызну надъ нимъ, и посемъ творяху краду велику"). Крада - погребальный костёр у славян
(Славянское слово "крада" означает жертвенный огонь).
 Костёр выкладывается в виде прямоугольника, высотой по плечи человека или выше. Домовина (гроб) делается в виде ладьи, лодки, причём нос "ладьи" ставят на закат Солнца. Внутренность крады набита легковоспламеняющейся соломой и ветками. Покойника одевают во всё белое, закрывают белым покрывалом, кладут в домовину дары (подарки) и поминальную еду. Покойник должен лежать ногами на запад. Краду поджигает старейшина, либо Волхв (Жрец), оголившись по пояс и стоя спиной к краде. 
 

После того как огонь разгорится читается погребальная молитва. По окончании молитвы все замокают до тех пор, пока к небу не поднимется огромный столб пламени - знак того, что умерший поднялся к Сварге. После чего на месте крады возводят большой могильный холм, где остаётся прах покойного. На этом холме следует оставлять зажжённые свечи и погребальную обрядовую страву (блины, кашу, яйца, хлеб, квас и медовуху). В старину некоторые славянские племена собирали кости покойника после сожжения и клали их в глиняный горшок и ставили в маленькой погребальной избушке "на курьих ножках", на пути из селения к закату Солнца. Обычай ставить избушки "на курьих ножках" над могилой сохранялся в Калужской области вплоть до 30-х годов XX века. Следует отметить тако же, что все присутствующие на обряде должны быть в белой похоронной одежде или с белыми похоронными накидками. В знак скорби девушки и женщины покрывают голову белым покрывалом.

 Древние славяне вообще относились к похоронным обрядам и почитанию умерших по-особенному, так, например у наших предков существовал обычай посреди морозной зимы возжигать громадные костры из соломы, "чтобы умершие на том свете не мёрзли". Существовали тако же седмицы поминовения предков,  в которые люди приходили на могилы усопших, вспоминали их и воздавали им почести.
 
Кроме того, у наших предков не считалось нормой долго скорбить и оплакивать ушедших в мир иной, дабы не накликать беду и не навредить усопшим на "том свете". Следует сказать больше, в древности (а у некоторых народов и по сей день) к похоронам относились вовсе не как к траурному и печальному событию, напротив же это был весёлый праздник, ибо родные и близкие усопшего радовались тому, что умерший возродиться в новом мире и уже там будет продолжать свою жизнь, ибо, в конце концов, все мы имеем жизнь вечную, а смерть - лишь переход в другие формы жизни и миры. Если же долго скорбить и причитать об умершем, то душа его видя страдания оплакивающих его может вернуться в дом к скорбящим и натворить немало бед.

 Христианский похоронный обряд впитал в себя многие элементы языческих погребальных ритуалов, которые направлены на отведение от живых смерти. Так, в дом, где находится усопший завешивают зеркала (окна в загробный мир). Усопшего всегда выносят из дома вперёд ногами, иногда даже не через дверь, а через окно, чтобы он не нашёл дороги домой. С этой же целью перед возвращением с кладбища обязательно перепрягали лошадей. Категорически запрещалось приносить с кладбища какие-либо предметы или еду, поскольку покойный мог явиться за ними и нанести вред живым.

 

Обязательным элементом славянского похоронного ритуала являются причитания или причеты, которыми сопровождалось каждое обрядовое действо. В причитаниях выражалась не только горечь утраты близкого человека, но содержалась и похвала покойному. Нередко причет превращался в развёрнутое повествование, рассказывающее о жизни покойного. Одновременно у него спрашивали совета, как дальше жить и что делать. Иногда причет принимал своеобразную форму "диалога с покойным". В конце причета покойника просили поскорее вернуться на Землю, чтобы он помог живым в их деятельности. Причитания исполнялись, как правило, специально приглашёнными плакальщицами. Особенно широко в народных русских причитаниях использовалась символика, связанная с миром птиц: вдова сравнивалась с кукушкой, осиротевшей после смерти хозяина, дом - с опустевшим гнездом. Кроме того, считалось, что именно птица приносит родным весть с "того света":

 Вот придёт-то лето тёплое,

Закукует в бору кукушечка,

А я выйду, горька горюшечка,

На прекрасное керылечко

Загорюю я, сироточка,

Заболит моё сердечушко.

 

Власть всегда относилась к причитаниям отрицательно, видя в них явную связь с язычеством. В 1551 году постановлением Стоглавого Собора было запрещено причитать на похоронах. В 1715 году запрет был повторён в указе императора Петра I. Но, не смотря на это, причитания продолжали исполнять, и они просуществовали от древних языческих времён до наших дней

Даже христианский обычай "поминок" берёт своё начало с древних языческих времён, когда на могиле устраивали поминальное угощение и пир - тризну. Еду и питие на кладбищах также оставляли и оставляют не просто так, а затем чтобы души умерших, слетевшихся незримо или в образе птиц могли угоститься. Согласно народным верованиям, птицы считаются душами умерших людей. Существует народная примета, согласно которой, если птица влетает в дом, то это не к добру... а вдруг вернулась с того света чья-то душа и хочет "позвать" за собой кого-то из домашних?

 /*
полоса Млечного Пути (фото)

Авторы: Джон П. Глисон, Celestial Images

Пояснение: Самые яркие звезды нашей Галактики находятся в ее диске. Наше Солнце расположено тоже почти что в диске Галактики, поэтому остальные звезды кажутся нам размытыми в диффузную полосу, пересекающую ночное небо. На сегодняшней панораме изображена южная часть Млечного Пути. Фотография сделана с выдержкой 40 минут в Австралии. Цвета на фотографии специально усилены. На фотографии видно огромное количество ярких звезд, темных пылевых дорожек, красных эмиссионных и голубых отражательных туманностей, а так же звездных скоплений. Кроме всего этого видимого, астрономы еще предполагают наличие еще большего количества невидимой темной материи .



Источник: http://slav.olegern.net/viewpage.php?page_id=245; http://www.astronet.ru/db/msg/1163218

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

славянские обряды и ритуа

 

Комментарии:

Так вот что такое "Калинов мост"!

Ответить


sazon

"Потом ложился в святом углу, и сыновья разбирали над ним крышу избы, чтобы легче вылетела душа,..."
-------------------------------
Ага, чего там крышу избы не разобрать - пару банановых листьев сбросил и готово. Вот нравятся мне нынешние "фантазёры", ляпают лишь бы красиво было, не думая и не представляя как оно на самом деле. А ничего, что старец мог и зимой почувствовать приближение смерти? Эдак в тридцатиградусный мороз. А ничего, что крыша в избе ну никак не разборная? Крыши в избах соломой крыли (в южных районах камышом). Технология такова, что "кусочек" не разберёшь - вся порушится и от дождя уже спасать не будет...

Ответить

Ведьмачка

зря ты так. Ещё в моё детство, помню, соседка в деревне тяжело умирала. Мучилась страшно. В конце концов сама попросила крышу разобрать. Мужики (их человек 10 было) полезли, приподняли крышу с одного угла. Всю крышу - с перерытиями. Не знаю, что уж там за конструкция была... Но между самой избой и крышей оказался небольшой просвет. И бабка буквально через несколько минут и отбыла...
И это не соломенная крыша была - обычная, шиферная. Думаю, уж соломенную точно легче приподнять. так что всякое бывает, не надо прямо так сразу говорить - не может быть. Может. Бывает.
Кстатиже в лесах русские избы вообще корой покрывали. В такой крыше вообще не проблема дыру сделать.

Ответить

sazon

Подруга, в лесах избы покрывали кроме коры толстенным слоем дёрна. Иначе вымерзли бы в первую же ночь. Никаких дров не напасёшься. А просто корой могли покрывать только времянки летние... Приподнять край крыши у избы крытой соломой или дёрном - это умудриться надобно. Развалишь всю конструкцию. Древние люди хоть и были суеверными, но при этом отличались здравомыслием и прагматизмом. Иначе бы нас нынешних не было - предки бы вымерли...

Ответить

Ведьмачка

Сазон, я бы с удовольствием выложила чего-нибудь научное. Но для этого мне надо сесть и набить в компьютер не маленький текст (ибо в интернете нормального днём с огнём не сыщешь, сплошь переработанные непонять кем статьи), а с временем, сам понимаешь, у меня напряг. Второе, что меня останавливает - это комментарии к моему блогу по миграциям человека разумного. После того, как мне написали, что мнение уважаемого профессора им-де не указ, и комментаторы сайта знают всё гораздо лучше, да и пишет уважаемый профессор на непонятном языке... Тьфу.. мне как-то не охота снова всё это вычитывать и морщиться, и кипеть, поскольку столько труда (и моего, и непосредственных авторов) воспринимаются как родноверческие религиозные (по большому счёту) опусы, и даже хуже - поскольку люди терминологией не владеют, и им кажется, что статьи специально для них должны писаться, с переводом всех терминов.
Так что не скоро вы дождётесь от меня статей. Нафиг надо. У меня нервная система того... тонко настроенная. Расстраиваюсь я... А нервные клетки не восстанавливаются.

Ответить

sazon

1. Отмазку принимаем.
2. Не даёшь достойной инфы по теме, чего тогда возмущаешься тем, что мы высмеиваем родноверческую лабуду?
3. Нервные клетки восстанавливаются оказывается :)

Ответить

Ведьмачка

ладно..я подумаю.. Вот защищусь осенью - и тогда мож раскачаюсь. всё равно на работе делать будет нечего :))) ха-ха :)

Ответить

        Скептик

Нет не принимаем.
Пытайтесь.
Мало интересного

Ответить

putnik-ost

Ведьмачка, всё ты верно написала. Бывают такие "старички" и "старушки" - не то что крышу, сруб всей деревней будут поднимать, лишь бы "ушёл". Пост о миграциях Вы сделали хороший, и если его не поняли и обхаяли несколько самовлюблённых придурков, это ещё не значит что все Горожане хамоватые идиоты. Получается, что из-за нескольких недоумков Вы, Ведьмачка, лишаете умных и воспитанных людей возможности читать созданные Вами, весьма интересные материалы. Следовательно упомянутые дегенераты для Вас важнее всех остальных. Жаль!

Ответить

Ведьмачка

прямо пристыдили... Ждите зимы. Будет вам целый спектр статей русских учёных по этнографии и мифологии славян, а так же моей любимой этимологии русского языка :) И не жалуйтесь потом, что не знаете что такое ортогнатизм или аустерический миграционный поток :)))

Ответить

putnik-ost

Я просто привел факты. А стыдится или работать с чувством собственной важности, это уже каждый решает сам. По поводу терминов или иначе понятийного аппарата - я справлюсь. Во всяком случае одного читателя я Вам могу гарантировать.(с известными оговорками).

Ответить

Любовь

Катерина, а можно ссылочку на тот пост? Заинтриговали прям...))

Ответить

shrrr

Не всякий текст, посвященный славянам и их обычаям имеет родноведческие корни. Не надо, уважаемый Сазон, быть в роли быка, несущегося на красную тряпку.

Ответить

sazon

Конечно не всякий. Но у данного оттуда "уши растут" :)))

Ответить

какой политкорректный Сазон, годика 2 назад поагрессивней кидался на родноведов...

Ответить

BankRat

Вот что всегда интересовало - откуда исследователи-родноверы черпают информацию для своих "открытий"?

Ответить

Глеб Нержин

Из древнего тайного писания!
Называется сие писание: «Палец»!

Ответить

sazon

Из древнего тайного писания "Палец" информацию по крохам и каплям высосать умудрялись. А тут черпают, как ковшом от эксковатора Камацу. Предполагаю наличие другого крупного источника. Древнее имя ему было "Седалище":)))

Ответить

Белокурая Жози

Вы можете критиковать сколько угодно, это гораздо легче, чем изучать, интересоваться..... Плюнуть в колодец для некоторых просто обычное дело! Но, смотрите, Вы будете сильно удивлены после смерти)))Как бы не пришлось из этого колодца водицы напиться)))

Ответить

BankRat

"Но, смотрите, Вы будете сильно удивлены после смерти)))"
Звиздец тебе, Сазон!
Да и мне, судя по всему...

Ответить

sazon

Лично я после смерти собираюсь не сам удивляться, а хочу удивить окружающих. Пусть родные и близкие удивятся размерам того куста канапели, который на удобренной мною земле вырастет :)))

Ответить

sazon

Да и потом, за меня сам Кутулху вступится, зря что ли я в него истово верую и неустаю прославлять. А с Ктулху шутки плохи, моск высосет...

Ответить

Ведьмачка

Сазон, ну что за фигня? Не знаю, откуда уж родноверы черпают информацию, я лично её черпаю а) из былин издательства 1979 года (в серии СК), б) из исследований этнографов советского и досоветского периодов в) из трудов нашей ТГУшной кафедры археологии и этнографии.
И костры погребальные были, и Ярило считался богом солнца, и Калинов мост обозначал мост между миром мёртвых и миром живых. Кстати же и Чудо-юдо Змей Горыныч приезжал всегда из-за калинового моста, поскольку являлся жителем мира мёртвых.
Читать такие вещи не так легко, как родноверческие статьи, однако же полезной информации - уйма. И её русским бы надо знать.

Ответить

Бабуся

Да они и сказок не читали! ))))Бабы -яги на них нет!)))

Ответить

sazon

Ну дык давай информацию. Не надуманную в родноверческих фантазиях и интерпретациях, а научную, на основе достоверных фактов. А то вот это как по твоему, факты?
"Костёр выкладывается в виде прямоугольника, высотой по плечи человека или выше. Домовина (гроб) делается в виде ладьи, лодки, причём нос "ладьи" ставят на закат Солнца. Внутренность крады набита легковоспламеняющейся соломой и ветками. Покойника одевают во всё белое, закрывают белым покрывалом, кладут в домовину дары (подарки) и поминальную еду. Покойник должен лежать ногами на запад. Краду поджигает старейшина, либо Волхв (Жрец), оголившись по пояс и стоя спиной к краде." Это как понять? Высоту погребального костра автор откуда вычислил? Про сам гроб и его форму ему кто рассказал? Куда ногами покойника ложили он сам от древних славян узнал? Кто поджигаеть должен в какой древней инструкции по ТБ написано? А ежели зимой помер то тоже надо по пояс оголяться старейшине?
ЗЫ Вот это и есть та пурга, которую целыми ковшами экскаватора черпают прямиком их седалища...

Ответить

Белокурая Жози

Есть летописи, к тому же, время года тоже наверняка учитывалось. Здесь дано описание обрядов в целом, что ж вам заклинания привести?!. Поищите сами, хоть в интернете. Я не научный сотрудник, вы-тоже. Наша дискуссия бессмыслена ибо она основана больше на мировоззрении, а не на фактах.

Ответить

sazon

"Есть летописи"
---------------
Название хоть одной летописи? Где хранится оригинал? Где можно прочесть хотя бы перевод и копию?

Ответить

Ведьмачка

ой, блин... Летописи все уже православными монахами написаны. Из языческого одни берестяные записки и дошли.
Нет, основные сведения об обрядах черпаются из трёх видов источников - 1. из сказаний - былины, сказы, сказки, мифы
2. из литературных источников - на Русь приезжали и арабские путешественники, и греки частенько бывали. Потом возвращались в свои "палестины" и писали воспоминания о варварских (то есть, чужестранных) обычаях.
3. из сохранившихся в глухих деревнях обычаев явно языческого содержания. Особенно интересны описания таких обычаев, данные Марковым, Астаховой, Магницким, Соболевским (все они работали в конце 19 века-начале 20), а из относительно современных - Мехнецов (в 1970-80е гг собирал материалы в Вологодской области)мне понравился. Это из тех, кто мне сразу на ум приходит. А на самом деле таких настоящих Учёных с большой буквы, которые собирают по крупицам материалы довольно много.
Есть ли их статьи в инете - не знаю. У меня дома внешки нет. Кому любопытно - попробуйте, пробейте. Может, что подвернётся. А лучше - идите вы все в НБ ТГУ.
:)

Ответить

Бабуся

А что такое наука? Она лишь открывает и описывает то, что уже существует. Вот микробов до появления микроскопа тоже никто не видел, так что ж их до той поры не было? Научно лишь то, что можно повторить в эксперименте, ну так сотворите мир!))) Или измените время полураспада урана! Слабо? Наука совершает открытия того, что уже есть!)

Ответить

sazon

В природе пластиковая бутылка есть? :))) А таблетка анальгина? Может в природе есть способ избавиться от аппендицита?Период полураспада урана изменить легче лёгкого - достаточно атомную бомбу взорвать... При цепной реакции распад ядер урана происходит совсем не пак, как в стабильном состоянии. Бабуся - не всё так просто в этой самой науке. Ботаники не только гербарии собирают, они еще и сою генномодифицируют :)))

Ответить

Пластик то из чего сделали? из того, что уже было! ничего нового.

Ответить

sazon

Вот были у Вас папа и мама, а Вас не было. Потом из составляющих частей папы и мамы Вы получились. Совершенно новое и единственное существо. Так и с пластиком. Были только природные составляющие, а получилось абсолютно новое...

Ответить

а я вот была и до мамы и до папы!

Ответить

Белокурая Жози

А что Вам здесь кажется таким уж невероятным? Погребальные костры существуют и по сей день в Индии, обычай женщин идти за мужем тоже был не так давно и описан. На территории нашей так же была Ведическая культура, об этом говорят слова с санскритским корнем.

Ответить

sazon

В Индии живёт тьма тьмущая различных народностей, национальностей и племён. К так называемой древнеарийской ветви относятся лишь малая толика из них. Вы уверены, что именно они сжигают своих покойников? Там и просто по Гангу некоторые своих жмуриков в плавание запускают.

Ответить

Hanter

Вот вы спорите ради спора незная предмета... Так :)?

Ответить

BankRat

"Там и просто по Гангу некоторые своих жмуриков в плавание запускают. "
Это сильно накосячившие.

Ответить

Ведьмачка

народностей-то там тьма тьмущая, это верно, но практически все относятся к индоарийской группе индоевропейской языковой семьи (кроме дравидов, которые проживают в южных индийских штатах, и народностей мунда, которых вообще мало). Так что жгут там покойников. Если всех сплавлять по Гангу в их-то климате - в низовьях дышать нечем будет, да и с болезнями слада не будет. Там только сжигать и можно.
Мне вот названия некоторых народов индийских нравятся, которые на русский переводятся без переводчиков: народность ария (от "арать", то есть обрабатывать землю. Иногда пишется как "ория"), пахари (тут вообще понятно всё), гужасы (от слова "гуж", за который, если уж взялся, так не говори, что не дюж :))), кажмясы (от "кожа" и "мять"). У индусов народности часто совпадают с кастой, а каста во многом определяет профессию. За многие века кастовой розни образовались такие национальности, которые называют себя по роду профессии. Удивительное рядом :)

Ответить

Ведьмачка

слова с индоевропейскими корнями говорят только о том, что и у нас, и у индусов общие далёкие предки. А вот названия богов перекликающиеся у индусов и славят - это уже говорит об общей пракультуре. Ну и описываемый в Слово о полку Игореве обычай сжигать князей в ладьях тоже в пользу обряда сжигания мёртвых говорит. Закапывать в степях проще, а в лесах - почему бы и не сжечь?

Ответить

обряды погребения не так сильно связаны с верой и этнической принадлежностью, некоторые чудо-историки вообще пытаются способы погребения привязать к эпохам развития человека... как удобно было и гигиенично так и хоронили + еще желательно можно было сходить на место захоронения, чтобы помянуть усопшего....

Ответить

Может где-то было так, а где-то по-другому, зачем обобщать. Вообще у народов в этом вопросе много общего, а это не случайно. Все поминают своих предков и лучше добрым словом.

Ответить

Глеб Нержин

«««Еду и питие на кладбищах также оставляли и оставляют не просто так, а затем чтобы души умерших, слетевшихся незримо или в образе птиц могли угоститься.»»»
А водку?

Ответить

sazon

А Вы на кладбище пьяных ворон не встречали что ли? Это души усопших алкоголиков прилетают когда трубы горят :)))

Ответить

Белокурая Жози

Водку оставлять было не принято и сейчас считается грехом, это вот точно не известно откуда взялось! На поминках не пили.

Ответить

sazon

"Водку оставлять было не принято" - естественно, ведь когда научились выгонять спирт, никаких древних славян уже лет пятьсот как не было, а были русские православные люди.
Ну а чего там на тризне пили и ели древние славяне, Вам девушка не ведомо. Не сохранилось ни одной инструкции, чего можно было пить. Медовуху я так думаю хлебали с удовольствием. Иначе такая традиция не прижилась бы. Мёрли в то время часто, а поминать на сухую скучно:)))

Ответить

Бабуся

Откуда сведенья?))

Ответить

sazon

Впервые спирт из вина получили в 6-7 веках арабские химики, а первую бутылку крепкого алкоголя (прообраза современной водки) изготовил персидский алхимик Ар-Рази в 860 году[6].
В Европе этиловый спирт был получен из продуктов брожения в 11-12 веке, в Италии[7].
В Россию спирт впервые попал в 1386 году, когда генуэзское посольство привезло его с собой под названием «аква вита» и презентовала царскому двору[8].
Википедия...

Ответить

        Скептик

В 1386 году генуэзское посольство, направлявшееся в Литву через Московское княжество по случаю обращения Витовта и литовского народа в католичество, демонстрировало винный спирт московским боярам. Однако не как напиток, а в качестве лекарства.
Начало спорадического домашнего производства крепких напитков в России относится к 1399-1410гг.
(Похлебкин История водки)

Ответить

sazon

Ну я и говорю, водка появилась веков через пять после того, как древние славяне стали православными русскими. Не намного ошибся :)

Ответить

Ведьмачка

брагу славяне пили :) и квас квасили :))))

Ответить

sazon

А знаешь почему славяне "бузили"? :)))

Ответить

sazon

И даже иногда бузотёрили? :)))

Ответить

Ведьмачка

ну-ка просвяти :) Не знаю :)

Ответить

sazon

Буза - брага сваренная на пшене. Можно сказать южнорусский аналог пива. Бузить - пить бузу. Ещё в начале прошлого века были распространены специальные "пивбары" - бузотёрни. Посетитель и завсегдатай - бузотёр. Дед мой Сазонов Михаил знатный говорят бузотёр был :))) Так же как и под нынешним пивасиком, многие бузотёры во хмелю устраивали скандалы и драки. Посему слово бузить стало нарицательным... Кстати, удивительно сдесь именно то, что прошло всего не много времени, а первоночальный смысл слова практически утерян. Хотя само слово вполне в ходу :)

Ответить

Ведьмачка

ух ты! Спасибо, буду знать :)
Я как-то в хмельных напитках не спец, а вот слово "бузить" употребляю регулярно :)

Ответить

sazon

Век живи, век - бузи :))) Причём дословно, один век живи, а второй - бузи, подруга :)))

Ответить

Ведьмачка

не-не.. я лучше второй век учиться буду, как завещал великий Ленин :))) Я за бузу в редкие часы великих праздников - коннектов или Новых годов, например :)))

Ответить

        Скептик

Первое упоминание в письменных источниках алкогольных напитков
(ок. 880 – 890 гг.) Мёд ставленный
Начало Х в. 907г. Вино виноградное
Начало Х в. 921г. Березовица пьяная
1-я пол. Х в. 920 - 930 гг. Мёд хмельной
Конец Х в. 996 гг. Мёд варёный
Конец Х в. 988 - 998 гг. Вина виноградные (кислые, сладкие)
Середина XI в. 1056 - 1057 гг. Квас
Середина XI в. 1056 - 1057 гг. Сикера
2-я пол. XI в. Квас неисполненный
2-я пол. XII в. Квас твореный
2-я пол. XII в. Пиво твореное
Конец XIII в. 1265 - 1270 гг. Хмельное
Конец XIII в. 1284 гг. Ол (олуй, олус)
XIII - XIV вв. Вино твореное

Ответить

Глеб Нержин

«««Христианский похоронный обряд впитал в себя многие элементы языческих погребальных ритуалов, которые направлены на отведение от живых смерти. Так, в дом, где находится усопший завешивают зеркала.»»»
Завешивать зеркала такой древний языческий ритуал, ведь известно в каждой древней славянской избе всегда весело большое зеркало, а то и два.

Ответить

sazon

Ага, одно из полированного серебрянного листа размером 2х1 метр, что бы во весь рост себя славянка видела. Второе из золота 1х1 метр - прыщи с носа давить :)))

Ответить

putnik-ost

Ничо святого у людей(Сазона и Глеба) нет. Это же Ведическая ПраРусь - Родина слонов, в ПраРуси были изобретены санки-ледянки из настоящего навоза. Именно ВедРусы научились пить воду ртом, а затем научили этому искусству ариев и афроамериканцев. Вот тогда всё и началось

Ответить

Ведьмачка

не в тему стёб.. Хотя бы комменты к блогу потрудились бы почитать. А то протупили, а думаете что что-то умное сказали.

Ответить

putnik-ost

Текст и каменты прочёл очень внимательно. Кстати, зеркала в захоронениях славян встречаются редко и в очень богатых могилах. Вы это прекрасно знаете. Более того у некоторых народов было принято ломать зеркала после смерти владельца. Завешивать зеркало в жилище покойного стали по совершенно другим причинам. И это Вы также прекрасно знаете.

Ответить

Ведьмачка

однако же вы не будете утверждать, что обычай гадать в ночь перед рождеством девкам в бане со свечкой и зеркалом - это христианский обычай. А какого происхождения тогда этот обычай? А ведь в 19 веке девки активно к этому гаданию прибегали. Откуда они его взяли? Из Библейских учений?
:) ха, ха и ещё раз ха.

Ответить

putnik-ost

Вообще-то глядели в ведро или бадью с водой(Как в воду глядела) А .. дались эти зеркала. Ничего о них писать не хочу. Предостаточно понаписано. Точка.

Ответить

sazon

Екатерина, ну действительно, история изобретения человеком зеркала - это не есть тайна. Там еще подробнее всё расписано чем про водку (спирт) А уж гадать в ночь перед рождеством могли и в крохотное зеркальце которое по карману многим... С зеркалами в тексте ну явный конфуз. Про них автор написал совсем не подумавши. Ибо действительно ну какие к хреням зеркала у древних славян, кроме как из отшлифованного металла. Ты подруга мне сегодня, в наш просвещённый век яви миру сделанное тобой из серебра отшлифованное зеркало. Тогда и сама сможешь понять, какой великой ценностью мог быть 1000 лет назад такой предмет...

Ответить

Ведьмачка

да я-то всё понимаю. Просто в родноверческих текстах иногда говорится "в", но не говорится "а" и "б". Видимо, в первоисточнике объяснялось, откуда пошёл этот обычай (занавешивать зеркала), из какого обычая он вырос, что послужило первопричиной этого обряда. А тут просто сказали - языческий обычай, ничего не объясняя. Вот и получился искажённый смысл.

Ответить

Ведьма, не трать силы на тех, кто в них не нуждается. Им с 20 века виднее, и ни факты, ни фотографии, ни мнение тех, кто на изучение вопроса положил полжизни и научную карьеру - им не указ. Можно так же проповедовать о Чайковском в чебуречной у рынка, эффект будет тот же.
*покрутил колесико на мыше*

Ответить

Ведьмачка

Зря вы так. Вполне вменяемые, просто скептичные люди. Люди вообще разные бывают. Одному подавай Путь Прави, другому - путь праведный, ну а кому-то вообще путей никаких, кроме асфальтированных, не надобно. И это правильно.

Ответить

Это то правильно, Творец предусматривал всё, от вершин и дворцов - до выгребных ям и их обитателей, и всё оно имеет изначальное право существовать. Только разоряться перед ними - безполезное дело, проверено, толку не будет.

Ответить

Ведьмачка

Я не раззоряюсь. Я разговариваю. :)

Ответить


sazon

Ой, напустил на себя Altalar вумного виду, нос задрамши, типа я истину ведаю развеликую, но перед вами свиньи бисер метать не буду. Дешёвые трюки, гадалки базарные и то техничнее работают...
Мимо проходите, вумник. Вам сказать по теме нечего, а "бла-бла" своё девочкам первокурсницам с истфака оставьте... И то, уж самым глупеньким. Те что поумнее - высмеют :)))

Ответить

Ведьмачка

знакомый смайлик....

Ответить

        Скептик

В тему, в тему.
В разных регионах по разному трактуют обычай занавешивать зеркала. Церковь ссылается на необходимость полной отдачи человека молитве по усопшему и даже случайно неотвлечся на отражение.
Ну а зеркала появились совсем недавно. Тем паче у кркстьян.

Ответить

Бабуся

Тикки Шельен
.
Сиреневое пламя
.
А когда я стану пищей для ночных мотыльков,
В волосах моих попрячутся лесные огни,
Я оставлю свою плоть на перекрестке веков
И свободною душой пошляюсь вдоволь по ним.
.
На холмах лиловый вереск не укроет меня,
А в синий омут головой я и сама не уйду,
Не возьмет меня земля, не удостоюсь огня.
Впрочем, это безразлично — как я не пропаду.
.
И не свита та петля, чтобы меня удержать,
И серебряная ложка в пулю не отлита,
От крови моей ржавеет сталь любого ножа,
Ни одна меня во гробе не удержит плита.
.
А когда истает плоть моя теплом в декабре —
В чье спеленутое тело дух мой в марте войдет?
Ты по смеху отличи меня в соседнем дворе,
И к тебе с моей усмешкой кто-нибудь подойдет.
.
И не бойся, и не плачь, я ненадолго умру.
Ибо дух мой много старше, чем сознанье и плоть.
Я — сиреневое пламя, я — струна на ветру.
Я — Господень скоморох, и меня любит Господь.
.
А когда я стану пищей для ночных мотыльков,
А когда я стану пристанью болотных огней,
Hазови меня, приду на твой немолкнущий зов,
Hе отринь меня, поелику ты тех же кровей.
.
Зима 1993
к песне Башни Rowan.
Сиреневое пламя

Ответить

Шаман

Тикки это приятно.

Ответить

Ижи

…В деревнях также существовало обыкновение гроб с телом некрещеного ребенка, человека, умершего от горячки или колдуна выносить из дома на кладбище не через дверь, а через окно…
…Широко распространено было поверье о том, что умершего колдуна следует выносить на кладбище через потолок и крышу, в противном случае он после смерти может вернуться в дом…
«Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь» издательство «Азбука» 2003 год.
это в тему об источниках.

Ответить

sazon

Вот как раз потому и выносили колдуна через потолок и крышу - что бы дом колдуна не жилым становился. Со сломанным потолком и без крыши он долго не простоит... Суеверие в сочетании со здравым житейским смыслом...

Ответить

Ведьмачка

прям такая проблема крышу заново соломой покрыть, или дёрном :))) А зимой досками заложил, и той же соломой утеплил до весны. Русские хоть и ленивые, но крышу сломанную починить могли, я думаю :)

Ответить

sazon

Давай подруга пофантазируем но логически. Стоит себе деревенька. В деревне есть колдун, которого все дюже боятся а значит не любят. Помер колдун... Если дом просто оставить - в нем кто нибудь может поселиться. Может и варнак (лихой человек, разбойник) какой укрыться. Или пришлые займут - хрен выгонишь. С крышей изба может очень долго стоять... Просто развалить избу - во первых тяжко, во вторых колдун и после смерти страшен... Вот и появляется обычай выносить мертвяка через крышу. И себя успокоили, типа теперь колдун все свои чары потерял, и избушка гораздо быстрее сама развалится, да и не поселится там никто так уж легко... Логично? Это гипотиза, ежели что...

Ответить

Ведьмачка

не-не. По твоей логике получается, что славяне жили богааато, раз могли запросто цельную избу варнакам отдать, или загибаться оставить. Подумай, сколько труда - построить новую избу без бензопилы "Дружба" и поймёшь о чём я толкую. Нет, надо было выгнять дух колдуна из избы, и поселить в этой избе какую-то молодую семью. Так что гипотеза твоя нежизнеспособна и разбивается о славянскую ленивость строить новые дома, когда уже есть отличный старый, хоть и с немного поломаной крышей.

Ответить

sazon

Есть и у тебя логика. Но не учитываешь ты в данном случае опыт известный нам от других народов. Практически везде жилище колдуна или шамана старались обходить стороной из страха. Даже задолго после его смерти... Даже сейчас в половине деревень найдётся своя заброшенная избушка, в которой когда то ведьма жила или колдун. И не селятся в ней :)))

Ответить

        Скептик

В язычестве вряд ли. В языческих народах нет настороженного отношения к колдунам. Это часть их мира как они могут его бояться.

Ответить

Ведьмачка

о, примерно тоже и хотела напечатать. Возьми любую языческую культуру. Вот хакасы например. У них шаман - это уважаемый человек. И его не боятся, а именно уважают. И в их избах проживают после смерти шамана родственники, без всякого страха. Колдунов-то бояться стали после хрестианизации ... пардон, христианизации Руси.
Другое дело, что колдуны и ведьмы частенько селились на отшибе, и их дома после их смерти просто пустели - никому не охота было жить далеко от деревни, а тащить сруб из леса тоже представлялось делом хлопотным (особенно если тащить его надо было несколько километров). Тогда, думаю, жилище колдуна и впрямь проще было сломать и забросить. Но это уже частности.

Ответить

sazon

Если колдуна не боялись, чего тогда через крышу вытаскивали? Кроме того изначальный посыл в комменте Ижи 24 июня 2010 г. 13:34 # предпологает уже не языческую, а христианскую русь и бытовавшее в ней такое поветрие или обычай...

Ответить

putnik-ost

Вы ребятки, забыли что колдуны разные бывают. Кстати, а хотя бы с одним колдуном или ведуньей-бабкой встречались?

Ответить

sazon

Дык недавно совсем. На коннекте городских поэтов. Была там одна ведьмачка, да ещё одна бабуся вызывающая явные сомнения в том, не ягуся ли она :)))

Ответить

sazon

Да, там ещё один подозрительный тип был. Уху сварил такую, что все оторваться не могли. Явно без колдовства не обошлось :))

Ответить

putnik-ost

Доброе колдовство - это хорошо.

Ответить

Ведьмачка

а чего тебе по-доброму наведьмачить надо? :)

Ответить

Ведьмачка

А ты сможешь объяснить, на кой ляд вытаскивать колдуна через потолок исходя из христианских соображений? :) Я лично не смогу. У христиан всё просто - помер - душа или в рай или в ад летит. И ни про какие преграды в виде крыши там ничего не сказано. А языческий смысл вполне очевиден. В язычестве колдун (шаман) - это человек между мирами - между нижними миром мёртвых и верхним миром богов. Он - дух даже при жизни. Его дух и без тела считается чем-то вполне материальным. Этот дух не может сквозь крышу выбраться. Вот ему и помогали...
Хотя, хз, как там славяне по этому поводу думали. Я просто перекидываю свои познания в язычестве хакасов, применительно к этому русскому обычаю. У хакасов дырок делать в крыше не надобно. У них и так посреди юрты дыра есть ;)

Ответить

sazon

Ты забываешь, что печь в избе изобретение совсем недавнее. Ещё даже в средние века избы по чёрному топились, посему и в них были отверстия, кда душа беспрепятственно могла бы вылететь. Кроме того, разве само понятие душа не есть чисто христианское изобретение? У многих народов считалось, что после смерти человек переходит в иной мир. Но не душа, а весь чел вместе со своими земными желаниями. Валгалла по понятиям викингов довольно весёлое и разваратное местечко. Мне бы там понравилось :)))

Ответить

Ведьмачка

нееет. душа - это очень даже языческое изобретение. Души шаманов переселялись в тотемных животных, и они же путешествовали по Ирийским садам. Так что тут вопросов нет. А вот с топкой избы по-чёрному ещё яснее. Если в крыше дома, где умер колдун есть дурка - тогда и разбирать крышу не надо. А вот если дырки нет - тогда беда - приходилось в крыше срочно дыру делать. :)))

Ответить

putnik-ost

Я просто привел факты. А стыдится или работать с чувством собственной важности, это уже каждый решает сам. По поводу терминов или иначе понятийного аппарата - я справлюсь. Во всяком случае одного читателя я Вам могу гарантировать.(с известными оговорками).

Ответить

        Скептик

С чего Вы взяли, что на отшибе.
Умершего заменял другой. Если признать что многие церкви стоят на месте древних копищ то можно предположить что дома местных колдунов тоже находились в центрах (сил,традиционных мест и тд кому как видиться)

Ответить

Почему-то думаю, что не так уж наши предки колдунов боялись, чтобы даже дом обходить стороной из страха...
Скептиков было не меньше, чем суеверов, ИМХО. Где боги - там и "атеисты", и так было всегда.
В исландских сагах 9-го века (тот же уровень культуры, что и у наших предков тех времен) часто встречаются фразы типа "он в богов не верил и жертв им не приносил" или "он сказал, что больше в богов верить не будет и выкинул всех идолов", а в Старшей Эдде можно прочитать, что над мужчиной, который пытался колдовать, насмехались, как над глупцом и слабаком.
Все было, как сейчас - одни в сглаз верят, другим на всё плевать, а общий фон умеренно-скептический.

Ответить

        Скептик

"он в богов не верил и жертв им не приносил" большой вопрос что это теист. Такие фразы трактовали что был он христианином. И по дате потходит

Ответить

Не был, не были эти ребята христианами. Нет вопроса. Христиане в Исландии всегда были легальны, с того момента, как появились, и в сагах тоже упоминаются в изобилии, именно как христиане.
К тому же христианство в Исландии вводилось общенародным голосованием (решением Альт-тинга) на равных правах с "народной верой", официально, открыто и бесконфликтно. Толерантно, как сейчас бы сказали. Поэтому никто ни от кого не скрывался - ни язычники от христиан, ни христиане от язычников, и возможность отличать друг друга не была утрачена:)
Да что говорить - сами почитайте.

Ответить

 
Комментарии 1—100   из   137 следующие
Комментарии: 1 | 2
 
image code